День свято́го Валенти́на (также Валентинов день), или День всех влюблённых —праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Назван по имени раннехристианского мученика епископа Интерамского – Валентина.
Согласно гипотезе, впервые высказанной в XVII веке французским церковным историком Тиллемоном, праздник восходит к луперкалиям Древнего Рима. Луперкалии — праздник плодородия в честь богини брака и рождения, семьи и покровительницы материнства Юноны и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.
В древнем мире детская смертность была очень высока. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с распространением христианства, этот ещё долгое время существовал.
В 494 году римский Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии, а в 496 году Папа объявил 14 февраля – день казни святого – Днем святого Валентина.
Представление о том, что произошла замена языческого культа христианским празднованием, является догадкой, возникшей лишь в XVIII веке.
В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно одной из них, будучи в заключении, святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке записку, в которой рассказал о своей любви, и подписал «Твой Валентин». Прочитана она было уже после того, как его казнили.
Традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской и французской литературы с конца XIV века.
С 1969 года в результате реформы богослужения в Ватикане святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Впрочем, и до 1969 года Католическая церковь не одобряла и не поддерживала традиций празднования этого дня, считая его празднование народной, а не церковной традицией. В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в стране, особенно в молодежной среде. День святого Валентина стал частью молодежной культуры, а теперь уже и традиции. Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Ну для начала давайте признаем тот факт, что атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин, святые люди были прежде всего воздержанными. Упоминание имени святого при праздновании все-таки неуместно и некорректно когда это касается записок, содержащих признания в любви. Да и само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, развязанности, распущенности, для манипулирования общественным сознанием…
Давайте задумаемся о цели празднования этого праздника и его последсвий. Если молодые люди обмениваются «валентинками» с искренними, чистыми чувствами, признаются в них, а кто-то и просто проявляет этим дружеское внимание и это никак не связано с намерениями (желанием) склонить объект своего внимания или своей любви к блуду, другим безнравственным или распущенным действиям, тогда ни чего зазорного или постыдного в обмене «валентинками» нет. Очень важно выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А конечной целью таких отношений, если они основаны на взаимности, должно быть желание вступить в законный, благословенный Богом брак для создания крепкой православной семьи.
Просмотры (297)