Вправо от трассы Луганск – Краснодон (в 30 км от областного центра) среди живописных холмов раскинулось с. Красное. Издалека виден старинный храм, построенный в 1890 году в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. В старину Свято-Введенский был великолепным храмом, украшенным 26-метровым золоченым куполом и колокольней с 11 медными колоколами. Да и само село называлось Церковным.
Шли сюда люди из окрестных сел, торопились и в будни, и в праздники. Прихожане молились, священнослужители исполняли требы. Так было в мирное время.
Но грянула революция, и весь уклад православной жизни был нарушен, а храм разграблен. Богоборцы терзали святыню, как могли: срывали иконы, били окна, грабили церковное имущество. Храмовую утварь «отдали народу».
Умолкли колокола. А в 1932 г. их вообще сняли и увезли, а здание храма отдали под сельский клуб. И только в 1942 г. по особому распоряжению Сталина стали открывать в стране православные храмы и монастыри (без Бога наша армия терпела на фронтах поражение за поражением).
Возвращались из изгнания священники, многих вернули из тюрем и лагерей. Именно им пришлось, взойдя на Голгофу, уподобиться Распятому: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Они молились за гнавших и распинавших их.
В Красном люди вновь заполнили храм, и хотя колокольня зияла пустотой, вновь зазвучали молитвы и славословия Спасителю, Пречистой и всем святым. Победа была предрешена.
Но передышка была недолгой – с 1951 г. власти возобновили борьбу с православием.
Были взяты под контроль даже списки крещений и венчаний. Комсомольские «двадцатки» боролись с верующими, а наиболее стойких объявляли «мракобесами». Террор достиг цели: верующих стало значительно меньше и храм стали посещать реже.
Как известно, главное для дьявола – убедить человечество в том, что его не существует. Похоже, на какое- то время это ему почти удалось.
Усилиями властей 30 декабря 1959 г. церковная община с. Красное была снята с регистрации, т.е. храм попросту закрыли.
Здание сначала использовали как зернохранилище, а затем и вовсе устроили там склад ядохимикатов. По указке парторга разрушили купол и колокольню, а в храмовый колодец стали ссыпать мусор и аммиачные удобрения.
Казалось, атеизм безвозвратно победил. Но и тогда теплилась искорка веры в преданных Богу сердцах. Люди верили, что храм возродится, хотя, может быть, и не скоро.
Но время летит быстро. Век ХХ подошел к концу. Наступило время возрождения веры Христовой, превращения Луганщины в колыбель Православия. Десять лет назад, по милости Божией, в жизни многострадальной святыни открылась новая страница.
Трудами и святыми молитвами митрофорного протоиерея Андрея Дубины (настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма и Свято-Ольгинской обители г. Луганска) началось восстановление старинного храма.
Первым делом заделали зияющие дыры и начали совершать богослужения. На дворе стоял суровый декабрь. «Все было разбито, разгромлено, – вспоминает одна из служащих храма,- вместо пола – слой химикатов. Служили в алтарной части».
Остальная же часть здания была и вовсе под открытым небом. Земляной пол насквозь пропитан аммиаком. Пришлось на 2 м вглубь снимать отравленный грунт. Затем уложили «дикарь», залили цементом, накрыли храм крышей. Застеклили окна, восстановили купола, повесили иконы, обнесли территорию храма металлической оградой. И вознесся над Красным спасительный крест.
Святыня оживала на глазах. И 4 декабря 2005 г. в День Введения в храм Пресвятой Богородицы в обновленном храме состоялось первое богослужение.
Сегодня в храме 3 престола Матушки Божией: «Введения», «Скоропослушница» и «Всецарица». Кроме того ведется строительство целого православного комплекса, посвященного Страстям Господним. Благоволит Царица Небесная к этому исстрадавшемуся православному краю.
В 2006 г. в Красном выстроены 2-х этажные корпуса женского монастыря. Первый этаж занимает трапезная, а на втором – кельи для сестер. В 2008 – возвели коровник, в следующем году – сенник. В 2010 – 2011 гг. полностью построен механический участок.
Переоборудована старая трапезная, столярный участок – в стадии завершения.
Напротив храма – гора, которая возвышается над всем селом. Известно что в свое время здесь любил молиться в уединении о. Диомид, священник с. Красное, принявший мученическую кончину в 1955 г. Его останки были торжественно перезахоронены в 2008 г. на прихрамовой территории. Так же на прихрамовой территории покоятся останки и клириков Свято-Пантелеимоновского храма иерея Владимира и иерея Георгия, послушницы Зои.
Осенью 2007 г. батюшка Андрей, поднявшись на гору и помолившись там, принял решение: «Здесь будем ставить храм!».
И работа закипела! Первым делом расчистили место, заложили фундамент и ступени лестницы. А весной 2008 г. приступили к кладке стен.
На сегодняшний день многое сделано в Красном. Прежде всего – это Нагорный храм Воскресения Господня. К нему ведет лестница из 350 ступеней, обрамленная пятью часовнями, которые получили названия по дням Страстной седмицы.
Монашеские кельи на горе, множество хозяйственных построек: это и угольный склад, и баня, и прачечная (она же душевая), трапезная для братии, 2-х этажное административное здание, пробиты скважины для воды.
Всего не перечислить. Уже заложен сад – фруктовые деревья и рябина. Всего высажено около 5 тыс. деревьев.
По ходу лестницы расположены часовни. Каждая из них – уникальна. Только купола планируется водрузить одинаковые. Часовня, посвященная Среде Страстей Господних имеет 2 яруса, на нижнем – будет находиться Гроб Господень.
На одной из площадок лестницы – водружен одиннадцатиметровый металлический Крест, весом более 3-х тонн, который виден на десятки километров. Средства на него собирали всем миром, каждый стремился внести свою лепту в установление этой святыни. Теперь это – своя Голгофа.
Символична дата его освящения – 7 ноября, 93 годовщина богоборческой революции, вероломного отступления от Спасителя. Дата неоднократно переносилась, несомненно, по Высшему Промыслу – что-то не успевали сделать.
Стройка в Красном – по всем меркам – грандиозная. Сил и молитв вложено – не сосчитать. Главный груз работ – на строителях. Стоит отдать должное этим мужественным людям. Рабочий день порой ненормированный, в стужу и в зной. Неделя за неделей – вне семьи и близких.
Бригада по численности невелика. Многие, понятно, долго не выдерживают. Но первоначальный костяк бригады все же остается. У истоков – бригадир Александр Свергун, Владимир Муштай, Николай Луговцов, Анатолий Демидов, Константин Левченко – из прихожан Свято- Пантелеимоновского храма. Требования к строителям здесь непривычные для мирян: запрещено пить и сквернословить. Но угодники Божии помогают желающим избавиться от пагубных привычек.
« Выкуривал по две пачки в день,- делится сокровенным один из строителей,- а потом избавился от этой страсти. Сам удивился. Попался листок с рассказом о монахе Сампсоне. Он пока не канонизирован. Его и просил своими словами, и за неделю бросил. Все прошло легко».
Сейчас главное – все достроить, по ходу строительства идет и отделка. Бригада делится на две группы – одни строят, другие – занимаются отделкой. Режим сложный, но люди привыкли, а главное – держит вера.
«До Святок доделывали часовни, уже оштукатурили внутри храм Иоанна Предтечи. Можем строить и в мороз – выручают специальные добавки, раствор зимой не замерзает»- делятся своими секретами строители.
На специальной площадке, находящейся под Крестом, установлена икона «Снятие Спасителя с Креста», написанная храмовым художником Владимиром Тарариным. Сестры следят, чтобы у иконы всегда теплилась лампада.
Уже служат священники в домовой церкви в честь Собора Иоанна Предтечи.
На монастырском подворье все идет своим чередом: труд, молитва, снова труд. При монастыре свое хозяйство: коровник, пасека, огороды. Сестры несут свое послушание – для каждой свой подвиг, свой труд.
Старшая на подворье – матушка Илария. Она распределяет между сестрами и прихожанами послушания. Послушание на кухне – накормить каждого: строителей, трудников, сестер, паломников, прихожан. Готовит, в основном, матушка Вера, помогают послушницы – Нина, Варвара. Приходят помогать и местные.
Пасекой занимается послушник Николай, так, что в монастыре свой мед. Кроме того сажают, как и в любом хозяйстве, картошку, лук, помидоры. В саду плодоносят яблоки, груши, абрикосы. Рабочих рук не хватает. Тогда обращаются за помощью к прихожанам.
В монастыре – свой хлеб, его печет матушка Любовь. Испеченный по благословению и с молитвой он не только имеет непревзойденный вкус, но и обладает и целебными свойствами.
На мой городской взгляд, одно из самых сложных – послушание в коровнике. Здесь ответственная – матушка Ксения. В хозяйстве 20 коров, все тельные. А работы – только успевай! Буренушки ведь не признают ни праздников, ни выходных. «У коров, как и у людей, – свой характер, рассказывает инокиня Марина.- Одни доброжелательны, снисходительны, другие просто тебя терпят, а к некоторым нужен особый подход. Выходишь от них и стараешься сохранить этот опыт: где-то промычать, а где-то и промолчать,- смеется матушка.- Кто хочет – везде найдет эти бесценные уроки».
Благодаря сестрам прихожане Свято – Пантелеимоновского храма могут побаловать своих детей настоящим домашним молоком. Вкус оно имеет особенный, ведь коровы, как говорит батюшка Андрей, у нас православные
«Луганщину поднимать надо, а не бежать в Италию. От наших молитв зависит ее благосостояние. Научитесь трудиться для Бога и не отчаивайтесь. Сама Пречистая ходатайствует за нас!» – проповеди настоятеля – батюшки Андрея – способны растопить даже ледяные сердца.
Потому и спешат в Красное прихожане и паломники, берут благословение на послушание. И это – честь для каждого, ведь труд во Славу Божию – на пользу для души.
Вечерами возле неугасимой лампады у иконы Спасителя в трапезной собираются сестры и паломники, кладут поясные поклоны, читают акафисты по дню, вечернее правило.
«С момента приобретения подворья все сильно преобразилось,- рассказывает инокиня Марина. – Люди повернулись к храму – никак нельзя не заметить этот Крест – он виден отовсюду.. Поднимаясь по ступенькам, мы как бы проходим путь Самого Спасителя, прикасаемся к Нему ближе. Здесь как нигде, благоговеешь перед Его жертвой и понимаешь свою вину перед Ним. Ради этого чувства, думаю, стоит приехать сюда».
«Строительство храмов – наш крест. И этот православный комплекс – напоминание на Луганщине о подвиге Спасителя. Это наша Голгофа! Пусть наш труд оценят внуки. А Господь поможет нам, потому, что мы хотим сделать красивой нашу родину! Мы все в долгу перед ней, перед Богом…» С батюшкой Андреем трудно не согласиться.
Горит путеводительным маяком лампада у иконы Спасителя.
Слава страстем Твоим, Господи!
Ольга Дмитриева
Просмотры (9724)