ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 27 Г. ЛУГАНСКА

Протоиерей Димитрий Кузнецов, клирик Свято-Пантелеимоновского храма Свято-Ольгинского женского монастыря г. Луганска;

Кузнецова Наталья Сергеевна, зам. директора по УВР Государственного учреждения «Луганская школа I-III ступеней № 27», преподаватель предмета «Основы православной культуры»

 

 

Ваше Высокопреподобие, преподобие,

участники и гости конференции, дорогие братья и сестры!

 

 Примите искренние поздравления от сестер и братии Луганского женского монастыря в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги Романовой с юбилейными 10-ми Ольгинскими чтениями и 25-летием Ольгинского движения в Москве!

Практический опыт, которым мы хотим поделиться, – яркое свидетельство нашего с вами плодотворного сотрудничества на ниве православного просвещения молодежи и прославления имени святой великой равноапостольной княгини Ольги на Луганщине!

Речь пойдет об уникальном педагогическом эксперименте на базе Луганской школы № 27 с участием Свято-Ольгинского женского монастыря г. Луганска.

Тесное сотрудничество нашего монастыря и Луганской школы № 27 началось летом 2014 года в период военных действий на территории Донбасса. Гуманитарная помощь монастыря детям и педколлективу школы в те трагические месяцы стала залогом дальнейших дружеских отношений.

  Символичен и важен тот факт, что первая наша встреча с Ольгинским обществом г. Москвы, первое наше участие в Ольгинских чтениях также приходятся на лето 2014 года. Впоследствии, такое, как вы понимаете, неслучайное «совпадение» промыслительно преобразовалось в уникальный совместный исследовательско-педагогический эксперимент по духовному просвещению молодежи на базе Луганской школы № 27. Именно поэтому святой покровительницей эксперимента мы стали считать великую просветительницу земли нашей, нас и объединившую, – великую равноапостольную княгиню Ольгу.

 Луганская школа № 27, открылась в 1936 году. На сегодняшний день в ней обучается около 300 учащихся. Почти все они – жители оклошкольного поселка. Половина из них воспитываются в малообеспеченных семьях, четверть всех учащихся – из неполных семей, и почти в каждом классе обучаются дети из семей многодетных. Поселковость школы предопределила и её особый внутренний микроклимат. Здесь школьную жизнь, практически, не отделяют от семейной. Трагические испытания 2014 года еще сильнее объединили людей и всколыхнули духовную жизнь школьного поселка.

Как свидетельствует директор школы Ольга Владимировна Михайличенко, рядом жившие и не покинувшие Луганск сотрудники собирались тогда в школе и становились на общую молитву, чего до этого вместе никогда не делали. Именно поэтому, уверена она, школа абсолютно не пострадала и даже не была посечена осколками. Практически во всех семьях, что подтвердили родители на последующих общих сборах, в то тяжелейшее время возродилась вера, зазвучала искренняя молитва. В дальнейшем, это объединило родителей учащихся и школьную администрацию в желании пересмотреть принципы учебно-воспитательной работы в школе, привлечь к ней священнослужителей Свято-Ольгинского монастыря. Школу поддержали Республика, управление образования Администрации г. Луганска и Луганская епархия, что предопределило её новый путь развития в неразрывной связи с православием.

В апреле 2015 года Луганской школе № 27 предоставляют статус экспериментального учебного учреждения республиканского уровня с проведением на ее базе исследовательско-экспериментальной работы по теме: «Возрождение традиций Отечества духовно-нравственного воспитания в полном цикле общеобразовательной школы».

Духовным консультантом эксперимента стал настоятель храмов Свято-Ольгинского женского монастыря г.Луганска, строитель и духовник обители митрофорный протоиерей Андрей Дубина.

А научными руководителями – ученые-теологи, доценты Луганского университета им. В. Даля: кандидат педагогических наук Валерий Иванович Ильченко  и кандидат философских наук Константин Васильевич Деревянко.

Нас с протоиереем Олегом Мишиным, клириков монастырских храмов, имеющих достаточное для педагогической деятельности образование, официально включили в состав педколлектива школы. В рамках эксперимента, с учетом невоцерковленности большинства детей светской школы, мы разработали специальные курсы теологических дисциплин: «Истоки духовности» (для 1-11 классов на основе «Закона Божьего») и «История Русской Православной Церкви» (для 10-11 классов), читаемые во внеурочной деятельности. Кроме того, как базовая дисциплина для всех учащихся с 1 по 11 класс, в учебный процесс школы был введен курс «Основы православной культуры».  Этот курс читается по одноименному учебно-методическому комплексу Людмилы Леонидовны Шевченко. Практически во всех классах, за исключением некоторых классов начальной школы, этот курс ведет зам. директора школы по учебно-воспитательной работе, соавтор всех учебных программ по экспериментальным курсам, а по совместительству – сотрудница нашего монастыря матушка Наталья Сергеевна Кузнецова.

Безусловно, одними нашими усилиями разработать и успешно ввести в учебный процесс светской школы экспериментальные теологические дисциплины было невозможно. И мы сегодня благодарим всех, кто поддержал нас и принял активное участие в консультационно-методическом обеспечении и даже материальной поддержке эксперимента. Это, конечно, Московское общество во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги и приход храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами во главе с настоятелем протоиереем Константином Татаринцевым, Международная общественная организация «Союз православных женщин», уже упомянутая нами автор учебников ОПК, кандидат педагогических наук Людмила Леонидовна Шевченко, автор методических пособий по ОПК, кандидат исторических наук Ольга Владимировна Розина, доктор психологических наук, профессор Вера Васильевна Абраменкова, директор Православной классической гимназии во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине Игорь Алексеевич Бузин, методист по духовно-нравственному воспитанию Владимир Вячеславович Воробьев, московские рецензенты наших рабочих и авторских учебных программ: доктор богословия, профессор Московской Духовной Академии и Николо-Угрешской православной семинарии Архимандрит Платон (Игумнов), кандидат богословия и филологических наук, доцент Московской духовной академии, заведующий сектором внешних церковных связей Московского Патриархата Михаил Викторович Первушин, клирик Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря иерей Алексей Алексеев.

Кроме того, все выше упомянутые экспериментальные предметы были введены в учебный процесс школы и апробированы после согласования их содержания с Высокопреосвященнейшим Митрофаном, митрополитом Луганским и Алчевским, который на протяжении всего эксперимента внимательно следит за его ходом.

 Основная задача экспериментальных учебных курсов – сформировать у школьников устойчивый навык целостного восприятия мира в единстве его материальных и духовных начал. Православное учение о святости призвано помочь детям стать, прежде всего, совестливыми людьми, то есть стремящимися не пренебрегать или попирать в себе Божественный глас совести, но посредством него различать пороки и хранить себя от всяческого греха.

Следует отметить, что принципиальное отличие экспериментальных курсов внеурочной деятельности, как учебных дисциплин, от религиозного воспитания или Православного вероисповедания, как образа жизни, состоит в том, что последние предполагают совершение или участие в обрядовых правилах, чего наши занятия не предусматривают.

В перспективе эксперимента мы поставили себе задачу изучить необходимость и на практике показать возможность смены проатеистической парадигмы школьного образования, на православно ориентированную, основанную на отечественных православных педагогических традициях.

При этом, мы стремимся создать в школе такую атмосферу учебно-воспитательного процесса, которая бы создавала благоприятные условия для творчества и духовного самосовершенствования не только учащихся, но и их родителей, а также педагогов школы.

Так, на базе школы был разработан и теперь ежегодно проводится творческий городской  конкурс «Край Луганский Православный». Его темами в 2015 и 2016 годах стали «История православия в Луганском крае» и «Семья – малая церковь». Темой 2017 года будет «Земля – дар Божий человеку».

Священнослужители монастыря принимают активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, в том числе рождественско-новогодних утренников, тематических вечеров, классных школьных часов и часов духовности, недели православной культуры. Систематические встречи с педколлективом проводят научные руководители и духовный консультант эксперимента. В школе создан клуб для старшеклассников «Любовь мудра» во главе с Луганским православным психологом Юлией Александровной Богиней. Кандидатом филологических наук Оксаной Владимировной Шкуран проводятся встречи-лектории о православной глубине русского слова и русской литературы.

Кроме того, стены лестничных маршей школы, а также холлы этажей оформлены цитатами известных ученых и деятелей культуры о православной вере и Боге, художественными работами детей на православную тематику. Глухую стену школьного актового зала украсил коллаж из православных храмов и памятных знаков г. Луганска. Это цветное 15-метровое панно в 3,5 метра высотой, было подготовлено и передано в дар школе Свято-Ольгинским монастырем.

 Разработан и с 2016 года запущен в сети интернет дочерний сайт школы «Теологические дисциплины» (http://school-27-lnr.church.ua/), обеспечивающий прозрачность в преподавании экспериментальных курсов.

 Благодаря многократным книжным пожертвованиям Владимира Вячеславовича Воробьева в школе активно формируется православная библиотека научно-методической и художественной литературы, а также видеоматериалов.

 По благословению правящего архиерея, протоиереем Андреем Дубина и матушкой Натальей Кузнецовой, разработана масштабная 8-часовая экскурсия для школьников «Православная Луганщина». Только за минувший учебный год на ней побывали около 200 учащихся нашей школы и 600 учащихся других школ города и республики.

Для контроля и оценки качества экспериментальной работы проводятся регулярные мониторинги. Все, кому интересны их результаты могут ознакомиться с ними в индивидуальном порядке после нашего выступления. Отметим лишь основное: дети на уровне психолого-эмоционального восприятия уроков православного содержания, личностных взаимоотношений с учителями и в частности с педагогами-священнослужителями сохранили положительную тенденцию живого интереса к новым предметам. И что еще не менее важно, живым интересом к этим дисциплинам прониклись родители учащихся! По их личным признаниям, они многое открыли для себя даже не на встречах с учеными-теологами или священниками, а от собственных детей, пересказывающих дома, по их просьбе, прошедшие уроки.

Однако, конечно, не обходится без проблем. Школа до сих пор испытывает острую нужду в учебниках и дополнительных учебно-методических пособиях. По предмету ОПК учебники имеются для каждого ученика только в первом классе. В остальных же – лишь один комплект для учителя. По «Истокам духовности» школа имеет лишь 10 учебников протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы» и 20 Библий. По «Истории Православной Церкви» и вовсе отсутствуют учебные пособия для учащихся. Значительно замедляет процесс развития эксперимента и слабая воцерковленность педагогического коллектива школы.

Но мы верим, что заступничеством и помощью святой просветительницы равноапостольной великой княгини Ольги мы осилим наш путь! Судите сами, мы только внесли в концепцию развития школы, как перспективную цель, присвоение школе имени великой княгини Ольги, как в конце этого же года Совет Министров ЛНР утверждает Положение о присвоении имен выдающихся людей образовательным организациям и учреждениям республики. Мы незамедлительно подготовили и подали необходимые ходатайства. К сентябрю текущего года мы ожидаем официальный документ о присвоении школе имени великой княгини Ольги! Кроме того, мы начинаем оформление школьного кабинета-музея, посвященного духовному преображению великой княгини Ольги, её делам просвещения земли Русской. Ведь столь знакомые и врезавшиеся в память и сердца луганчан слова «Не забудем, не простим» были весьма сродни и характеру великой княгини Ольги до её крещения. Поэтому и все дисциплины теологического содержания будут читаться именно в этом кабинете-музее, постоянно являя пример христианского преображения человека в любви к Богу и к ближнему. Так же, в наших планах украсить и фасады школы скульптурными композициями великой княгини Ольги и ее внука великого князя Владимира. Проектов еще нет, поэтому приглашаем к участию в разработке!

В целом, описываемый нами исследовательско-педагогический эксперимент рассчитан на 7 лет. Прошедшие два года обучения, безусловно, являются только первыми шагами на пути уникальной попытки возрождения отечественных православных педагогических традиций в системе светского школьного образования. Уповая на помощь Божию и заступничество святой равноапостольной великой княгини Ольги, мы надеемся на дальнейшую научно-методическую поддержку наших консультантов и друзей и, конечно, очень нуждаемся в молитвенной поддержке духовно близких людей, то есть всех вас. Аминь.

 

Просмотры (37)

Свято-Ольгинский женский монастырь г. Луганск

Перейти к верхней панели