Небеса проповедуют славу Божью

Книга

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА НА ПРИМЕРЕ ПОРЯДКА ВО ВСЕЛЕННОЙ. Часть 1.

ДИАВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ. Часть 2.

 

Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь, 1994 г.

 

 

НЕБЕСА ПРОПОВЕДУЮТ СЛАВУ БОЖИЮ

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие; светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы» (Быт. 1, 14 — 18), — так Св. Библия описывает сотворение Богом небесных светил. Все в этом рассказе понятно даже маленькому ребенку. Какое возвышенное повествование! Нет в нем ни туманной философии, ни каких-либо ограниченных человеческих представлений о Вселенной, всегда далеких от истинной картины мироздания. Св. Писание не сообщает, как именно Господь сотворил Вселенную, ибо это не по уму человеку.

Святитель Феофан Антиохийский говорит, что если бы кто имел даже тысячу уст и тысячу языков и жил бы тысячу лет — все равно и такой человек не смог бы объяснить тайну сотворения мира по причине превосходящего величия и богатства пре­мудрости Божией, явленной при миротворении.

Главное, что надо усвоить из этого библейского текста— это то, что Вселенная сотворена всемогуществом Божиим и что небесные светила имеют непосредственное; отношение к Земле.

Хотя и многое сокрыто от человека, но не сокрыто от него зрелище звездного неба. За это люди должны безмерно благо­ дарить Создателя, ведь небесные светила могли бы быть и ненаблюдаемыми из-за того, например, что всю землю постоян­но окутывали бы тучи.

Вне всякого сомнения, самое замечательное зрелище, до­ступное глазу человека,— вид звездного неба в безоблачную ночь.

Хочется любоваться и любоваться этой неизреченной красотой. Один древний мудрец сказал, что если бы небесные све­тила были видны только в одном уголке земли, туда стекались бы бесчисленные толпы людей.

Вряд ли кому-нибудь надоедает созерцать мириады сверкающих звёзд. Очень заманчиво зрелище хвостатых комет, а также наблюдение солнечных и лунных затмений. Небо было бы совсем не таким привлекательным, если бы не было луны, лунного света, полнолунных ночей, меняющегося серпа луны.

Восходы, движения и заходы на небосводе солнца, луны, звезд, планет, чередование фаз луны и многое другое вызывали благоговение перед премудростью Бога-Творца у многих благочестивых людей. Святой псалмопевец Давид говорит: «Небеса проповедуют славу Божию» (Псал. 18, 2).

Многие богомудрые христианские светочи проявляли ин­терес к звездному небу. Святитель Василий Великий в своем знаменитом творении «Беседы на Шестоднев» (О сотворении мира) пишет; «О величинах и расстояниях солнца и луны мо­жно многое найти посредством умозаключений, если кто не по­верхностно рассмотрит их действия и силы. И нам должно искренне признаться в своей немощи, чтобы кто не стал нашим словом измерять величайших созданий, а, напротив того, из не­многого нами сказанного сам вывел заключение о том, сколь много нами опущено, и как оно важно». «Для чего Бог сотворил то или иное, исследуй,- ибо это можно познать, но как и почему сотворил -этого не испытывай, потому что это не подле- твоему разуму»,—дает наставление преподобный Максим Исповедник. По словам святителя Афанасия Великого, «взирая на величие неба и рассматривая сложность творения, можно было бы людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца, и для того приводит Вселенную в движение, чтоб, все через  Него познавали Бога».

«Когда ты поднимаешь глаза и видишь красоту, величие и благотворность неба, то устремись отсюда к Создателю, как сказал премудрый; от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их (Прем. 13, 5), и из самого создания этих стихий усматривай, какова сила твоего Господа»,—пишет святитель Иоанн Златоуст.         1

Проходили века, сменялись одно за другим поколения людей. Человек узнал, что по расположению светил на небосводе можно вести календарь, ориентироваться ночью в открытом море или пустыне.

Много интересного о видимом небе люди узнали после того, как в 1609 году итальянский ученый Галилео Галилей изобрел телескоп.

В XVII веке величайший английский физик Исаак Ньютон, открыл закон всемирного тяготения, согласно которому все тела во Вселенной притягиваются друг к другу с силой, пропорционалъной их массам и обратнопропорциональной квадрату
расстояния между ними. Всемирное тяготение пронизывает всю Вселенную. Для него нет никаких преград. Как бы далеко друг от друга ни находились тела, между ними всегда действует сила притяжения, которая зависит только от их массы и никак не зависит от других свойств. Почти все движения небесных тел описываются этим законом.                                          |

В конце XVIII века знаменитый английский астроном Вильям Гершель, направляя телескоп В различные участки Млечного пути и, подсчитывая наблюдаемые при этом звезды, открыл, что звезды расположены здесь не хаотически, но образуют гигантскую звездную систему. Эта звездная система —Млечный путь —получила название нашей Галактики. Вскоре
астрономы открыли и другие галактики. Сейчас их известно невообразимое количество.

Изобретение метода спектрального анализа в середине I XIX века позволило астрономам, по спектрам звезд изучать их химический состав и другие свойства, В XX веке появились новые направления в астрономии: радиоастрономия, рентгеновская астрономия, гаммаастрономия, нейтринная астрономия.

Невооруженным глазом в Северном и Южном полушариях в темную ночь можно насчитать примерно 6 тысяч звезд. В современные же оптические телескопы можно увидеть миллиарды звезд. А с помощью радиотелескопов возможности в обнаружении звезд еще более возрастают.

Мир звезд … Он неисчислим. «Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их» (Быт. 15, 5),—говорит Господь Аврааму. Благоговея перед величием дел Творца, выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов в стихотворении « Вечернее размы­шление о Божием величестве» так писал:

‘-         «Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне—дна».

В Св. Писании (4 Царств. 23, 5) упоминается о созвездиях. К настоящему времени все звездное небо насчитывает 88 со­звездий. В Северном полушарии находится 31 созвездие, в Южном полушарии —48, девять остальных созвездий прихо­дятся на оба полушария. Каждое созвездие по-своему красиво, имеет свою неповторимую конфигурацию и отличается от дру­гих созвездий занимаемой площадью (измеряемой в квадратных градусах). Например, хорошо известное каждому из нас еще с детства созвездие Большой Медведицы—самое большое по площади из всех созвездий. В него, помимо 7 ярких звезд, образующих ковш, входит еще 118 звезд, видимых невооружен­ным глазом. Говоря вкратце о других созвездиях, можно отметить, Что не все из них легко сразу обнаружить, поскольку бо­льшинство созвездий состоит из слабых звезд, и только 30 со­звездий четко выделяются своими контурами и яркими звезда­ми. Самым красивым из всех созвездий признано созвездие Ориона. Созвездие Скорпиона содержит более всего- ярких звезд, а именно 12.

Даже поверхностный взгляд на небо позволяет сделать вы­вод, что звезды имеют различный блеск, отличаются они ме­жду собою и по цвету. Есть звезды желтые, красные, белые, голубоватые и других цветов. Еще во II веке до Р. X. древнегреческий астроном Гиппарх ввел шкалу звёздных величин. Эта шкала основана на восприятии человеческим глазом света, исходящего от звезд. С ростом числа, обозначающего звездную величину, блеск звезд уменьшается. Звезды каждой следующей   звездной    величины   имеют    блеск    примерно          два с половиной раза меньше, чем звезды предыдущей звездной величины. Так, наблюдаемые в современные телескопы
звезды 23 звездной величины имеют блеск в I миллиард раз слабее звезд первой звездной величины. Данные астрономов  о том, что небесные светила имеют между собой различия,
подтверждаются Св. Писанием, где сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (I Кор. 15, 41).

Великолепие звездного неба описывается с большим мастерством поэтами и прозаиками. Среди стихотворений на эту ему имеются и такие, в которых глубоко раскрываются религиозно-философские вопросы.

Известный философ Кант писал: «Два предмета испол няют меня величайшим благоговением и изумлением: звездное небо вверху меня и совесть, или нравственный закон, внутри меня».        1

Одному из величайших астрономов «мира Иоганну Кеплеру принадлежат слова: «О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!…»

На звездное небо можно смотреть двойным зрением: физическим и духовным; Одно другому не противоречит. В какую бы беспредельную высь ни устремилось наше физическое око, какие бы самые неожиданные и невероятные закономерности ни обнаруживал человек в устройстве звездного неба,— всё это не отрицает ту истину, что видимое небо есть как бы книга Божия, на страницах которой человек читает многие тайны и знамения Всевышнего.          I

В эпоху бурного развития астрономии и освоения космоса человек Потерял прежнее восхищение и благоговение перед звездным небом, почти не замечает его необычную красоту. Тогда услышать ли» понять ли человеку ту проповедь о Боге и хвалу, воспеваемую Творцу, что возносятся небесными светилами? Ведь в слове Божием сказано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псал. 18,2). В другом псалме: «Хвалите Его (Господа), солнце и луна, хвалите Его, все звезды…» (Псал. 148,3).

Человек является телесно-духовным существом, и, как уже было сказано, он не может воображать себе духовный мир иначе, чем в иносказательных образах и чувственных представлениях. И чтобы хоть каким-то образом представить неизречен­ное благолепие Небесного Царства, человек использует для этого красоту видимого неба. Взгляд веры в голубое небо наполняет душу ощущением бесконечности, являет невидимую вечную силу Творца, смиряет гордыню ума, как-то успокаивает  человеческий дух, утомленный житейскими невзгодами. Слово Божие призывает нас: «Поднимите глаза ваши на высоту небес  и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества    и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаия 40, 26). Человеку нужно чаще поднимать свой взор к небу, чаще обращаться  к Богу в молитве.

 

 

 

 

 

 

ДИАВОЛ-РЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЗЛОЙ ДУХ,
ПРОТИВОПОСТАВИВШИЙ СЕБЯ БОГУ

В конце XX века, когда в познании тайн мироздания человек сделал неизмеримый скачок по сравнению с эпохой Cpeдневековья, можно ли говорить всерьез о падших ангелах, о диаволе как реальном существе, реальной силе, действующей в мире? Все разговоры о диаволе в наши дни—это не пережиток ли далекого прошлого, не порождение ли больного воображения или расстроенной психики?

Многие люди, услышав что-нибудь о диаволе и его кознях принимают это за сказку. Но что бы люди ни говорили  и ни думали о диаволе, он есть на самом деле, это неоспоримо. Диавол существует, его пагубные действия проявляются повсюду в мире. По мнению одного французского писателя, величайшей победой диавола было то, что он смог внушить
людям, будто его нет.

Под Диаволом Св. Писание понимает личность, свободно разумное и бесплотное существо, отпавшее от Бога по своей собственной воле. Некоторые философы пытаются превратно истолковать слово Божие и говорят, будто бы в тех местах

Священного Писания, где речь идет о злых духах, надо иносказательно  подразумевать человеческие грехи, пороки, страсти нечистые пожелания. Но это в корне неверно. В Св. Библии злому духу даются такие наименования, которые явно изображают его как личности — «лукавый», «сатана»,»искуситель»,

«человекоубийца» и т. п. Кто заменяет личное имя диавола безличным словом «зло», тот отрицает реальное существование злого Духа, и таковой человек не может быть истинным

христианином последователем Христа Спасителя, воплотившегося с целью разрушения дел диавола.

 

ПАДЕНИЕ АНГЕЛОВ. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ

Бог создал всех ангелов добрыми. Но часть из них, как существа, имеющие свободу воли, злоупотребили своей свобо­дой и стали на путь противления Богу, т. е. пали в грех. К этому их не вынуждала никакая необходимость. Св. Писание ясно свидетельствует, что вначале падшие духи были безгрешны. Это прежде всего следует из слов Самого Господа Иисуса, когда Он, обличая иудеев, не веривших в Его слова, говорит им, что их отец—диавол, который «не устоял в истине» (Иоан. 8, 44). Так же св. апостол Петр в своем 2-м послании говорит:»…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2, 4) Св. ап. Иоанн Богослов свидетельствует: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил»  (1 Иоан. 3, 8). Святая Церковь устами своих богодухновенных мужей—великих подвижников благочестия—всегда утверждала, что падшие духи были созданы добрыми, а потом сами  сделались злыми, «Не то мы говорим,—пишет Блаженный  Феодорит,—будто духи злобы от начала созданы злыми Господом всяческих, и будто дана им такая природа; но—то, что  они сами по низвращению воли от лучшего устремились на худшее». Касаясь грехопадения диавола, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Прежде диавола никто не согрешил; со­грешил же он не потому, что бы от природы получил необ­ходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения соделался диаволом». По словам Блаженного Августина, «диавол есть дух нечистый; есть добро, как дух, и есть зло, как нечистый; он дух по природе, а нечистый по греху; из этих двух свойств первое от Бога, последнее от самого диавола».

Но, как произошло грехопадение диавола? Всем сотворен­ным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достиже­нию через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. Но один из ближайших к Богу Херувим—денница соблазнился своей близостью к Всевышнему и своей ролью посредника между Богом и ближайшими к Нему ангелами. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства, поскольку через него другие ангелы получали свет и благодать oт Бога. Почему высший ангел возгордился—этот вопрос не должен занимать человеческий ум, так как ответ на него знает один только Бог. Разве логично нам, ограниченным существам, вникать в те тайны бытия, которые ведомы только Всевышнему? Вместе с гордостью у денницы появилась зависть к Богу как Источнику всех небесных сил и благ. Затем он, самый первый светоносец в ангельском мире, воспылал
безумным желанием уподобиться Богу, быть самому богом для небесных ангельских чинов и всего остального мира. Зависть толкнула денницу к клевете на Бога перед ангелами, и это создало соблазн в их среде; что и привело к величайшей катастрофе в ангельском мире. Пророк Исаия так описывает падение денницы: «Как упал ты с неба, денница, сын зари. Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу npecтол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему» (Исаия. 14,12- 15). Этими словами пророк Исаия показывает денницу в образе весьма великого властелина, утратившего свое влады-
чество вследствие своей непомерной гордости.

 Денница увлек за собою бесчисленное множество ангелов — им соблазненных. О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла , на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона
и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий  всю вселенную,  низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7—9).

В Св. Евангелии от Луки Сын Божий говорит, что Он видел падение сатаны: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10, 18). Что диавол увлек за собою часть ангелов об этом очень ясно говорит Христос, изображая Страшный Суд6 «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25,41).

Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаятся в своем зле гордости. Для них нет места покаянию, они никогда не могут получить благодати Божией.

Злые духи отпали от Бога вполне осознанно, обдуманно ведь Господь даровал им очень великий разум и открыл многие небесные тайны. Отпали они без какого-либо влияние извне и с крайне упорным ожесточением.  К тому же, как бесплотные духи, они свободны от всякой вещественной оболочки и, следовательно, не подвергались каким-либо искушениям плоти. Поэтому отпадение части ангелов от Бога были для них равносильно смерти, после которой нет места для покаяния, точно так же, как нет места для покаяния человеку после его телесной смерти.

Просмотры (118)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *